Глиняные игрушки народов России

глиняные поделки

Глиняные декоративные поделки сформировались в отдельный народный промысел. Фигурки изготавливались в форме животных, птиц, сказочных персонажей и т.д. Изделия высушивали в печи, расписывали либо покрывали глазурью. К XVII веке представлять поделки можно было на ярмарках. В разных деревнях и городах сформировались техники лепки, росписи, характерные элементы орнамента.

Какие разновидности сформировались

Исторически сложились плешковская, хлудневская, тульская, уральская, измалковская, дивеевская и другие разновидности игрушек.

Древние декоративные поделки найдены исследователями на территориях российского государства среди памятников II тысячелетия до н. э. Среди находок VI-VII вв. содержатся глиняные погремушки. С X века изготавливаются свистульки в виде фигур коней, птиц, скульптурных изображений людей, об этом свидетельствуют изделия, обнаруженные в Рязани, Новгороде, Москве, Коломне и т.д. Поделки создавались из обожженной глины, оформлялись натуральными красителями.

Крупные центры гончарного дела сформировались в Каргаполе, Дымково, Филимоново, Тверской области и т.д. Гончары заимствовали идеи поделок, техники гравировки, орнаменты и сюжеты, принципы декоративной отделки из других промыслов (росписи и резьбы древесины, каменных блоков, обработки металла, ковки). Поделки (суджанская, торжокская, абашевская, вырковская, вятская, городецкая) создавались в качестве декоративных изделий либо музыкальных инструментов (свистульки, погремушки). Яранская, калининская, белевская поделки отличаются матовыми фактурами.

Развивались гончарство и глиняная игрушка на Урале. В городах и деревнях с глиняными месторождениями сформировались мастерские. Отличие уральских игрушек заключается в обработке после обжига стекловидными массами либо глазурью.

Ковровские игрушки

Ковровская глиняная игрушка отличается комбинациями насыщенных оттенков. Для техники росписи характерны проработанные элементы, утонченные узоры, в некоторых изделиях принята юмористическая подача образов. Первоначально поделки создавались из глин с красными оттенками, для современных игрушек используется сырье серо-голубого цвета.

Помимо скульптур, мастера создавали погремушки и свистульки разных форм, сюжетных композиций, сочетаний оттенков. Мастера воплощали в изделиях сказочных персонажей, птиц, животных, фигуры людей. Впоследствии стали распространены жанровые сцены из быта разных сословий (крестьяне, дворяне, мастера).

Новое развитие глиняная игрушка (Ковров) получила в 70-х гг. XIX века. Расширение спроса на гончарные изделия произошло в связи с возросшим потоком торговли, совершенствованием приемов гончарного мастерства. Красочные фигуры изготавливаются в качестве сувениров и музыкальных инструментов.

Старооскольская игрушка

Старооскольская поделка появилась на основе гончарного промысла в Белгородской области. Белгородская глиняная игрушка существовала уже в XV-XVI вв. Помимо глиняных статуэток, востребованы свистульки разных форм и размеров. Традиционные инструменты напоминают птицу, мастера выполняли несколько отверстий для создания сложного звучания. Впоследствии сформировались изделия других форм и сюжетных композиций. Мастера воплощали фигуры животных (собак, медведей), птиц.

Отличает поделки наличие неокрашенных фрагментов, контрастирующих с росписью. Обязательно использование красного, зеленого, желтого цветов. Характерны простые формы, скульптуры небольшого размера (до 10 см). Старооскольские изделия не глазируют, не покрывают лаком, поэтому фактура сохраняется шероховатой.

Тверская игрушка

Тверская глиняная игрушка (история промысла) представлена яркими, фигурной лепки изделиями, с подчеркнуто символичной росписью. Сформировался промысел на территории г. Торжок Тверского края. Изделия выполняются из глины коричневых тонов, после обжига оттенок сохраняется и становится фоном для росписи.

Спросом пользуются расписные птицы с вылепленными ажурными элементами, животные, персонажи сказок (сирены, жар-птицы и т.д.). Скульптуры дополняют накладными элементами в форме оборок и складок, расписывают красками, оставляя необработанные фрагменты.

Широко используется белый цвет в оформлении элементов декора. Точки и мазки разных размеров наносятся в 1-2 слоя. Крупные штрихи дополняются меньшими контрастного цвета. Фигуры птиц декорируются росписью отдельных элементов (хвост, гребень, грудь, лапы). Традиционная тверская глиняная игрушка (картинки) представлена сочетаниями темно-синего, желтого, оранжевого, зеленого, светло-голубого и других оттенков. Характерно подчеркивание деталей черным цветом.

Традиционная поделка отличается повтором одного тона не менее 3 раз. При подготовке эскиза узоров учитываются тональности оформления. На темные полосы наносится светлый орнамент.

Производить поделки в Тверской области со временем перестали. Современные мастера восстановили техники выполнения изделий в 70 гг. XX века. В Торжке действует гончарная мастерская по изготовлению сувенирной продукции, декоративных скульптур, тарелок и т.д. Игрушка сохранилась и в музеях страны, методам изготовления обучают детей и взрослых.

Филимоновские поделки

Филимоновская глиняная игрушка сформировалась в Тульской области (д. Филимоново), т.к. в местности имеются породы качественных глин. По исследованиям археологов промысел основан около 1 тыс. лет назад. Найденные при раскопках свистульки имеют форму птиц, животных, людей.

Изделия яркие, праздничные, с геометрическим линиями, типичным орнаментом. Фоном является белый оттенок глиняной массы после обжига в печи. Характерная цветовая гамма включает желтый, малиновый, зеленый оттенки. Редко изделия дополняют синим и фиолетовым цветами. Фигуры животных имеют вытянутую форму, шеи расписывают поперек простыми линиями. Головы окрашивают в зеленый либо красный цвета.

Сформировались разные скульптурные группы. Изготавливаются военные, дамы, животные (лошади, коровы), птицы и т.д. Филимоновские модели отличаются небольшими головами, вытянутым силуэтом, удлиненными пропорциями. Игрушки изготавливаются объемными, миниатюрные поделки редки. Дамы представлены в длинных платьях, имеют округлую форму рук, узкие плечи. Изделия дополняют аксессуарами (платки, зонты, серьги). Впоследствии мастера стали изготавливать сюжетные композиции: сценки жениха и невесты, бытовых работ крестьян и т.д.

Техника росписи отличается ровными и прерывистыми штрихами разных размеров. Детали (лица, аксессуары) расписывают точечными техниками. Филимоновская глиняная игрушка (картинки) дополняется геометрическими орнаментами (треугольники, звезды, окружности, точки, перекрещенные линии).

Каргопольские игрушки

Каргопольская глиняная игрушка сформировалась в Архангельском крае. Изделия отражают сценки из народного быта северного региона. Скульптуры лаконичные, дополнены росписью. Фигуры изображают людей, животных и птиц. Востребованы сценки из жизни крестьян, на которых представлены люди за вспашкой поля, ловлей рыбы. Женщины изображены в юбках, кофтах, головных уборах, с корзинами в руках. Скульптуры дам выполняются традиционно в нарядах, дополненных бусами, шляпами.

Распространены изображения животных (лошади, олени, коровы). Представлены и сюжетные композиции сцен из сельской жизни: катания на лодках, танцующие люди, фрагменты праздничных мероприятий и т.д.

Скульптуры массивные, монолитные, изготавливаются из глин красных оттенков. После термической обработки поделки выбеливают и расписывают. Изделия отличаются приглушенными оттенками. Роспись выполняется серыми, коричневыми, сиренево-розовыми красками. Используются приглушенный фиолетовый, желтый и бирюзовый тона. Орнамент представлен косыми, прямыми линиями, поперечными штрихами и дополнен окружностями, треугольными элементами.

Саратовская игрушка

Саратовская игрушка глиняная основана в окрестных деревнях г. Саратова. Поделки изготавливали одиночные мастера, представляя работы на ярмарках. Традиционно гончары изготавливали животных. Изображения приближены к естественным. Мастера воспроизводили персонажей в движении, за действиями, поэтому из одиночных поделок можно составлять композиции. Помимо скульптур, спросом пользовались свистки. Разработано несколько подвидов инструментов (миниатюрные, среднего и большого размеров). Особенность поделок — в наличии нескольких отверстий (до 6 шт.).

Традиционно сложилось 2 вида изготовления игрушек. Поделки обжигались в печи либо высушивались в естественных условиях. Фигурки после термической обработки становились золотистыми. Высушенные поделки имеют светлый коричневый тон либо светло-серый.

Декорирование осуществляется ямчатым методом. В мягком состоянии на глину штампиками наносятся оттиски геометрических фрагментов в виде углублений. После высушивания выемки заполняются краской. Первоначально мастера окрашивали изделия разноцветными глиняными массами из месторождений под Саратовом.

Современные мастера выполняют работы с помощью темперы и гуаши. По традиции глаза, копыта, гривы лошадей подчеркиваются штрихами черного цвета. После нанесения красок изделия закреплялись молоком. Современные художники применяют прозрачные лаки (водоэмульсионный, масляный либо нитролак).

Московские поделки

Московская глиняная игрушка отличается живописными изображениями, достоверностью образов, яркими цветовыми сочетаниями. Востребованы композиции и сюжеты (поездка на санях, работа мастеров и т.д.). Воспроизвести работы древних мастеров ученые смогли при исследовании игрушек, найденных на территории бывшей гончарной слободы в Зарядье. Изделия датированы периодом XIV-XVII вв.

Традиционные сюжеты поделок представлены одиночными фигурами животных (кони, бараны, медведи), птицами в форме свистулек. Использовались и простые глиняные погремушки для детей.
В росписи изделий применяется несколько основных цветов (красный, синий, зеленый), фон изделий белый. Силуэты фигурок приближены к естественным, нет фантазийных лепных деталей и завитков. Принадлежность к городским территориям выразилась в сюжетах композиций. Это люди на санях, цирковые медведи, военные, дамы, скоморохи.

Мастера для росписи использовали технику ангоба, придающую поверхностям естественный, фактурный вид. После обжига гончары наносили дополнительные слои разноцветной глины поверх фигуры. Затем скульптура повторно обжигалась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
igrush / автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: