дымковская игрушка

Как изготовить дымковскую глиняную игрушку, мастер класс

Лепка из глины: дымковская игрушка, скопинская керамика, гжельская керамика — появлялась везде, где имелись запасы глины.

Дымковская глиняная игрушка (картинки см. ниже) — одна из старейших форм традиционного прикладного искусства в России, которая стала символом Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю. Родиной этого вида творчества считается Дымковская слобода (в наше время входит в состав города Киров) 15-16 веков.

Появление дымковской игрушки

На территории слободы находились богатые глиняные месторождения, поэтому вся домашняя утварь делалась из этого пластичного материала. Немного позже появилась особенная технология создания и росписи игрушки из глины — дымковская (также называют вятским или кировским способом), в честь места рождения ремесла.

Это была одна их первых игрушек сложной конструкции и яркой расцветки. Более ранние (языческие) игрушки были примитивных форм (например, мотанки и крупенички) и носили не развлекательный характер, а сакральный: оберегали ребенка от злых духов и недобрых взглядов. К 15 веку христианство уже практически полностью подавило язычество и его культуру, поэтому из обихода славян ушли обереги, тотемы и амулеты. Вятская поделка стала одним из первых способов развлечь маленьких детей, скрасить досуг или привлечь внимание к торговцам на ярмарках.

Процесс изготовления

Лепка дымковской игрушки из глины пошагово исполнялась одним мастером, начиная с подготовки материалов и заканчивая росписью готового изделия. Процесс начинался с замешивания мелкого речного песка с местной ярко-красной глиной. Фигурку делали частями: сначала лепили отдельные детали, которые потом собирали при помощи материалов более жидкой консистенции.

После сбора всех деталей в одну игрушку ее просушивали 3-4 дня и обжигали при высокой температуре (около +900°С). Только потом начинался процесс росписи при помощи мела, замешанного на молоке, в 2-3 слоя и темперных красок, замешанных на яйце.

Для росписи игрушки использовались яркие, сочные цвета: красный, зеленый, синий, желтый. Они предавали глиняным сюжетам больше красоты и праздничности, что было важной чертой характера игрушки, поскольку большая их часть изготавливалась на праздник весны — Свистунью.

В наше время технология изготовления вятской игрушки практически не изменилась. Отличия можно заметить только в инструментах и материалах для росписи (вместо палочек и перьев — кисти из синтетических и натуральных материалов, вместо мела — темперные белила и т.д).

Если мы лепим дымковскую игрушку из глины вместе с детьми, для структуризации процесса можно выделить 6 основных этапов:

  1. Подготовительный этап. К нему относится выбор материала для лепки, красок, инструментов для работы.
  2. Изготовление болванки. База любого изделия — вытянутая форма тела и круглая голова, к которым крепятся дополнительные части.
  3. Изготовление дополнительных частей. Это могут быть лапки, ушки и хвосты у животных; руки и одежда для людей, предметы для них.
  4. Соединение всех частей в целое. Аккуратно присоединив части к основе, необходимо сгладить швы, затирая их мягкой тканью.
  5. Сушка и обжиг.
  6. Роспись.

В росписи вятской игрушки распространены узоры из геометрических фигур: кругов, ромбов, точек и линий. Для золочения отдельных частей используют поталь или сусальное золото.

Наиболее популярны картинки, отражающие традиционный быт славян: юноши и барышни с различными предметами и атрибутами, барашки с золотыми рогами и пр. Игрушечных дел мастерицы создавали свои произведения накануне Свистуньи, поэтому среди многообразия форм и сюжетов часто встречались свистульки в виде птичек, коней, баранов, козлов и других животных.

Кроме того, часто можно наблюдать целые композиции из нескольких фигурок, отражающие ежедневный быт русских городов и деревень (катание на лодках, прогулки, праздничные гулянья и многое другое).

Дымковская игрушка сегодня

Дымковская глиняная игрушка — традиционно женский вид творчества — жив и по сей день.

Полностью изменить технологию и автоматизировать производство невозможно. Поэтому немногие мастера, которые занимаются созданием изделий из глины, делают их своими руками ограниченными партиями. Каждая вятская статуэтка или свистулька получается непохожей на другие благодаря полету фантазии и творческому процессу.

Основам создания вятских поделок обучают в художественной школе. Для совершенствования мастерства можно поступить в художественное училище, а дальше — в институт культуры на отделение декоративно-прикладного искусства. Из-за длительности обучения не все слушатели курсов становятся мастерами создания вятской игрушки.

Дымковская игрушка для детей

Изготовление дымковской игрушки из глины можно включить в программу творческого развития детей в начальной школе. Роспись дымковских сюжетов помогает сформировать у детей эстетическое восприятие и чувство меры, а процесс лепки помогает в развитии мелкой моторики и координации движений.

Для детей младшего возраста знакомство с этим видом творчества можно начать с обзора. Дымковская глиняная игрушка (презентация с демонстрацией выставочных экспонатов) привлечет внимание детей к декоративно-прикладному искусству и поспособствует формированию интереса к творчеству. Вместе с ребенком придумайте интересные игры с фигурками, которые заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок или придумать свои истории.

Кроме того, благодаря изучению особенностей дымковского ремесла с его богатым наследием, дети учатся преемственности поколений, изучают историю и сохраняют самобытность русской культуры.

Даже самым маленьким детям можно предложить «дымку» для игр. Сделанные из натуральных материалов свистульки не представляют опасности при попытках взять их в рот, не нанесут вреда здоровью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
igrush / автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: