Идеи и варианты развивающих игрушек

самодельные развивающие игрушки

Игрушка — предмет, который дает возможность ребенку не только развлекаться, но и помогает развивать полезные навыки. Чтобы этот процесс шел быстрее, были придуманы специальные развивающие игрушки, которые подстегивают познавательную активность и надолго удерживают внимание.

Что такое развивающая игрушка

Если быть объективным, то практически любой предмет, с которым взаимодействует ребенок, помогает ему узнавать новое о себе, окружающем мире и способах взаимодействия с ним. Поэтому любую игрушку можно назвать развивающей в той или иной степени. Но есть игрушки и игры, которые специально задуманы так, чтобы стимулировать познавательную активность. Для этого они имеют дополнительные функции и свойства.

Предметы, стимулирующие мыслительную и физическую активность, помогающие развивать моторные навыки, обучаться владению телом и взаимодействовать с окружением, крайне полезны в первые годы жизни. Такие игры для детей широко представлены в детских магазинах, но наибольшую ценность они приобретают тогда, когда сделаны самостоятельно. Для многих мам это может оказаться неожиданностью, но развивающие игрушки для самых маленьких своими руками сделать возможно дома. А старшие дети даже могут поучаствовать в творческом процессе.

Идеи и варианты

В качестве игрового предмета могут послужить самые разные рукотворные изделия. Идеи для создания таких игрушек находятся повсюду. Многое из того, что окружает ребенка и привлекает его интерес, может быть использовано для игры. Проявив немного фантазии и приложив усилия, можно сделать и кубики, и мягкие книжки, и сенсорные мешочки, и вязаные фрукты, и много еще такого, что послужит для активации внимания и моторики. Для мам, имеющих минимальные творческие навыки, самодельные развивающие игрушки для детей — хороший вариант.

Игрушки из подручных материалов

В качестве интересной игрушки для самых маленьких может послужить самодельный предмет, созданный на основе обыкновенной пластиковой бутылки. С помощью декора из нее можно сделать забавного поросенка, у которого пятачком служит закручивающаяся пробка. Открывая эту пробку, ребенок может кормить питомца зернышками или орехами и даже видеть, как «еда» попадает в желудок импровизированного животного. Таким образом, можно изучить процесс потребления пищи и научить детей минимальным навыкам заботы о животных.

Часто используется и такой вариант самодельной игры, как азбука, созданная из фетра. Буквы могут быть расположены на гранях кубиков или созданы в виде отдельных объектов, которыми детям удобно и приятно оперировать, переставляя в заданном порядке, складывая первые слова и слоги. Самодельные развивающие игрушки хороши тем, что их можно сделать с учетом индивидуальных особенностей того, кому они предназначены. Для привлечения внимания можно расположить на одной из граней кубика любимого детского персонажа или выбрать предпочитаемый ребенком цвет.

В домашних условиях можно изготовить доску, с помощью которой легко стимулировать навыки логического и аналитического мышления. В доске создают специальные углубления, соответствующие по форме объектам, которые необходимо в них поместить. Такую доску можно сделать из подручных материалов. Подойдет почтовая коробка и плотный картон. После того как детали вырезаны из коробки, их (и саму коробку) декорируют яркой цветной бумагой, тканью или разноцветным фетром. Важно, чтобы игра получилась яркой и привлекающей внимание, тогда интерес к ней продержится долго.

Взаимное вдохновение

Для детей важен иногда не столько сам факт обладания новой игрой, как взаимодействие с родителем во время игрового процесса. Варианты того, как можно использовать объект, способы манипуляции и взаимодействия с ним приходят к маленькому исследователю во время коммуникации со взрослым, который побуждает, провоцирует и направляет его активность. В свою очередь, идеи развивающих игрушек своими руками могут приходить к родителю во время возни с ребенком — дети часто сами подсказывают, что их увлекает.

Не стоит ограничивать свою фантазию в выборе материалов для создаваемого объекта. Бумага, ткань, фетр, вязаное полотно, картон, силикон, пластик — все может подойти для воплощения цели. Есть некоторые ограничения, но их не так уж много. Самодельные игрушки для детей должны соответствовать тому возрасту, для которого они предназначены. Самым маленьким подойдут игры, где не требуется проявлять логику, хорошо, если с предметом можно взаимодействовать физически.

В качестве таких предметов могут послужить рукотворные пирамидки, клубочки, шарики, бусы, которые можно грызть, погремушки из подручных материалов, колечко с лентами и многое другое. Подойдут предметы, которые ребенок с легкостью сможет перемещать и менять местами, бросать или направлять в цель, переворачивать и вращать. Если такой предмет будет при движении создавать еще и звуковой эффект, ребенок останется в восторге.

Самодельные развивающие игрушки с сюрпризом

В домашних условиях сделать игрушку шумной не так уж сложно. Например, если речь идет о самодельных кубиках из ткани, то достаточно в каждый из них при изготовлении зашить, например, пустое яйцо от киндер-сюрприза, в которое насыпана сухая крупа (гречка, горох). Предмет, создающий дополнительный шум, будет привлекать внимание ребенка гораздо больше, чем не обладающий подобным эффектом. Интерактивные игрушки со звуковыми эффектами, продающиеся в магазине, стоят дорого, а в домашних условиях возможно создать доступный аналог.

Несложно в домашних условиях создать импровизированные пазлы, разрезав картинку или фотографию на кусочки разной конфигурации. Такая игра нацелена на развитие способности узнавания предметов и объектов и возможности создавать целое из деталей. Детям возрастом от 3 до 5 лет подойдет картинка, разделенная на 7-10 кусочков; возраст от 6 до 8 лет предполагает разбор картинки на большее количество деталей. При этом предмет, изображенный на картинке, должен быть хорошо знаком ребенку.

Требования к безопасности

Изготавливая предметы для игр из доступных материалов, родитель должен думать о безопасности. Когда речь идет о первых годах жизни, учитывают, что ребенок еще плохо контролирует себя и не понимает, какие действия могут оказаться для него опасными, а какие — нет. Поэтому, создавая развивающие игрушки своими руками из подручных материалов, избегают делать объекты с острыми углами и обилием мелких деталей, которые легко проглотить. Также не стоит использовать вредные красители и материалы, которые могут действовать как аллергены на ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
igrush / автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: