История возникновения русской глиняной игрушки

глиняная свистулька

Русская глиняная игрушка свистулька — особый вид русского национального изобразительного искусства. Этот предмет объединял в себе скульптуру, идола, музыкальный инструмент. Игрушка воплощала в себе лучшие образы представлений людей о труде, жизни, красоте. Они находили выражение в сюжете, форме изделия, символике рисунка. Свистулька была любимой забавой детей, нередко бывала и объектом поклонения.

История развития народных игрушек из глины в России

История игрушек из глины на Руси длинная. Она появилась задолго до начала нашей эры. Самые старые образцы, найденные археологами, датируются II веком до н. э. В славянских захоронениях VI-XIII веков обнаружены коньки и погремушки. Большее разнообразие найденных изделий относится к Х-ХV векам (свистульки в виде птиц, коньки, бараны, погремушки).

Старинная игрушка из глины была не главным видом работ мастеров гончарного дела. Они лепили из остатков глины фигурки и раздавали их детям для игр и привлечения покупателей. Народные игрушечные промыслы появились гораздо позже, наиболее ярко их особенности выявились к началу ХХ века, обрели свои традиционные названия и стали продаваться как основной товар.

Появление и развитие популярности игрушки из глины связано с народными празднованиями. Так, в давние времена существовал праздник «свистопляска». Это современное слово, используемое сегодня в переносном смысле, раньше обозначало праздник с народными гуляньями и ярмарками, на которых устраивались разные мероприятия:

  • продажа игрушки-свистульки из глины;
  • катания со склонов полых глиняных шаров, изготавливаемых специально для свистопляски.

Празднование свистопляски было в течение некоторого времени приурочено к поминовению солдат, убитых во время ошибочной атаки союзнического отряда другого русского войска под Вяткой в 15 веке. Праздник заканчивался гуляньем, в котором использовалось множество глиняных свистков. Со временем содержание праздника изменилось, он превратился в обыкновенное гулянье.

Способ извлечения звука

Звук глиняных свистулек возникает за счет наличия в них полой воздушной камеры, имеющей сферическую форму. Камера не должна сминаться в процессе работы. В ней производят одно основное и одно вспомогательное отверстие, а также боковые, которые позволяют извлекать звуки разных тонов.

Центры промыслов глиняной игрушки

Народные промыслы глиняной игрушки-свистульки в России сформировались к началу 20 века, тогда и появились центры мастеров. Прославились более всех дымковские, филимоновские, абашевские и петровские, каргопольские и жбанниковские, карачунские и петровские, романовские и тульские, старооскольские и солецкие, сапожковские и плешковские, хлудневские и ковровские.

Глиняные игрушки-свистульки разных регионов России отличаются разнообразием:

  • люди;
  • животные — дикие, домашние и фантастические;
  • птицы — домашние и певчие;
  • композиции из нескольких фигур.

Различные виды глиняных игрушек России объединял рисунок. Он чаще всего формировался за счет использования двух элементов: линии и ритмического рисунка. Так как глиняные предметы были воплощением проявлений жизни народа, в них ритм являлся одним из основных составляющих.

Дымковская

Материал для этого промысла — ярко-красная глина, которой богата Вятская земля. Она перемешивается с мелким речным песком. Фигурки обжигают при температуре +850°C и покрывают белилами до нанесения рисунка (первоначально их роль выполнял мел, разведенный молоком). Оригинальный рецепт краски — темпера, разведенная яйцом и квасом. Вместо кисточек в старину использовались палочки и перья. Традиционные элементы рисунка: клетки, полосы, круги, линии точек. Поверх наклеивались ромбы из потали или сусального золота.

Для дымковского промысла характерны следующие сюжеты: няньки с детьми, водолей, баран с позолоченными рогами, скоморох, барыня и др.

Филимоновская

Филимоновская игрушка существует более 700 лет. Родиной ее является Одоевский район, деревня Филимоново. Рисунки на глине, подобные наносимым на изделия, были найдены на предметах, которых относят ко времени верхнего палеолита. Они были найдены под поселком Одоев.

Лепкой филимоновских фигурок занимались в старину женщины и девушки. Девочки начинали учиться ремеслу в 7 лет. Для филимоновских изделий использовали особенную жирную породу глины — синику. Пластичностью глины обусловлены плавные формы игрушки.

После обжига глина меняет цвет на белый. Расписывать получившиеся изделия стали не сразу, только в 19 веке, когда появились анилиновые краски. Основой для краски было яйцо, позже добавился ацетон.

На фигурках чередуются традиционно желтые, красные (малиновые) и изумрудные (зеленые) полосы. Символичен орнаментальный рисунок. Елочка была символом Дерева жизни, рисунки в форме круга и ритмичный орнамент с треугольной композицией были символами солнца и плодородия.

Глиняная игрушка барыня была одним из характерных для филимоновской традиции сюжетов. Она была символом Матери-природы, берегиней, символом жизни. Популярны были фигурки всадников. Всадник символизировал защиту, солнце и свет.

Абашевская

Абашевская игрушка появилась в Спасском уезде ныне Пензенской области. Село Абашево издавна славилось своими мастерами. Сюжетные образы абашевского промысла включают домашних животных, птиц, оленей, всадников и др.абашевская глиняная игрушка

Наиболее прославившийся мастер Ларион Зоткин создавал образы собак, медведей, сказочных львов.

Абашевские животные нередко принимали фантастический образ. У них удлиненные туловища, длинная шея. Олени украшены рогами, форма которых напоминает Дерево жизни. Краски использовались яркие, с элементами золота.

Петровская

Народная глиняная игрушка России петровская получила название от соответствующего названия деревни, которая находится в 60 км от г. Кострома. При подготовке материала используются два вида глины: жирная порода и тощая. Фигурка покрывается свинцовым суриком и после обжига приобретает характерный зеленоватый цвет. Игрушка из глины кот, лягушка, петух со сказочным обликом, люди, предметы быта (например, самовар) — характерные сюжеты.петровская глиняная игрушка

В советские времена многие секреты гончарного искусства были утеряны, но сегодня мастера восстанавливают народные промыслы игрушки из глины, теоретические основы, практические приемы этого вида народного творчества.

В мастерской петровского мастера Михаила Шумарова размещаются музей и сувенирная лавка. Презентация экспонатов стала возможной благодаря стараниям самого автора. В галерее представлены его работы, а также работы старых петровских мастеров. Бывают в музее и туристы, и искусствоведы, которых интересует народная глиняная игрушка, презентация и мастер-класс — наиболее частые мероприятия, которые проводятся для детей и взрослых.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
igrush / автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: