деревянные игрушки

Самые лучшие деревянные развивающие игрушки для детей

Современные деревянные развивающие игрушки — популярные и достаточно дорогие. Они не отличаются разнообразием функций и замысловатым дизайном. Тем не менее, родители все чаще выбирают их для детей. Несмотря на большой выбор современных материалов, дерево остается самым безопасным и экологически чистым из них.

Преимущества и недостатки игрушек из дерева

Деревянные развивающие игрушки для детей обладают целым рядом преимуществ, главные из них:

  1. Практичность и долговечность. Игрушки из дерева не просто сломать и испортить. Они просты в уходе. Их легко мыть и дезинфицировать в случае необходимости.
  2. Безопасность. Современные изделия из дерева, неокрашенные или окрашенные красками высокого качества, не опасно брать в рот. Они не ранят руки, не вызывают аллергических реакций.
  3. Экологичность. Изделия из натурального дерева высокого качества безопасны не только для ребенка, но и для окружающей среды.
  4. Тактильный контакт рук грудничка с деревянной поверхностью помогает развитию двигательных рефлексов. Этот факт подтвержден врачами-неврологами.
  5. Простота и креативность. Лаконичность игрушек из дерева позволяет ребенку развивать собственную фантазию, логическое мышление и творческие способности.

Виды игрушек

Игрушки разделяют на группы в зависимости от их предназначения.

Для психического развития

Важнейший период для психического развития ребенка — первые 6-7 лет жизни. Полезными в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры и игрушки, помогающие войти в роль и позволяющие реализовать стремление детей к активной деятельности. Таким образом развивается воображение, мышление, внимание, восприятие и память.

В этом возрасте ребенку подойдут сюжетные (образные) деревянные игрушки — фигурки людей и животных, предметов, техники. «Живые» персонажи учат общению, позволяют разыгрывать сюжеты, наделять их разными качествами и способностями, показывают, как строить взаимоотношения, подражая взрослым.

Паровозики, машинки, другие транспортные средства и механизмы знакомят ребенка с внешним видом техники, ее функциями, принципом движения. Большими развивающими возможностями обладают кубики и конструкторы. На 3 году жизни игрушки помогают усвоить половую роль: мальчики начинают интересоваться солдатиками, пистолетами, машинками.

Стимулируют развитие психических процессов дидактические деревянные игрушки, которые заключают в себе понятный и простой способ использования. Это сборные и разборные наборы: матрешки, пирамиды, разноцветные кубики, бусины для нанизывания и сортеры, детали которых отличаются по форме, цвету и величине. Ребенок учится самостоятельно достигать поставленной цели и осваивает сенсорные эталоны.

Еще одна категория, стимулирующая психическое развитие грудничка — музыкальные игрушки из дерева: погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, маракасы, кастаньеты и многие другие. Вначале ребенка привлекают звуки, а затем — мелодии, которые он извлекает самостоятельно и включает в свою сюжетно-ролевую игру. При этом у него развивается слух и чувство ритма.

Для физического развития

Для физического развития ребенка необходимы игрушки для подвижных игр. Они помогают укреплять мышцы, развивать координацию движений, ориентироваться в пространстве. К этой категории относят все атрибуты подвижных игр, спортивный инвентарь, игрушки-тренажеры.

Грудничкам старше года для физического развития подойдут деревянные игрушки-каталки: тележки, различные персонажи на колесиках с палкой или потешки, предназначенные для того, чтобы ребенок толкал их перед собой.

Для детей постарше выбирают предметы, которые ребенок будет тянуть за собой. Подойдут и деревянные шарики для закатывания в ворота или скатывания с горы. Руки можно тренировать с помощью игры в кегли и кольца, которые набрасывают на палку.

Двухлетнему дошкольнику подойдет деревянная лошадка-качалка или толокар на колесиках. Она научит ребенка удерживать равновесие.

Детям старше 2,5 лет оборудуют специальные спортивные комплексы или полосу препятствий, которая включает в себя деревянную лестницу, кольца, турник. В качестве дополнительных препятствий используют кубики и другие предметы.

Для развития крупной моторики

В основе крупной или общей моторики лежит движение крупных мышц, укрепление которых является базой для более точных движений мелкой моторики, а значит и речевого развития. Крупная моторика начинается с движения глаз и поворотов головы новорожденного. Следом развиваются плечи и руки, затем — туловище и ножки.

Развитие основной моторики способствует совершенствованию вестибулярного аппарата и координации, освоению новых движений. Без нее ребенок не сможет научиться держать столовые приборы, карандаши и другие мелкие предметы. Основная моторика способствует совершенствованию зрительного и слухового восприятия, взаимодействия между полушариями.

Для совершенствования крупной моторики в первую очередь необходимы те же игрушки, что и для физического развития. В особенности игры с мячом, кольцом и другие, связанные с попаданием в цель — городки, кегли, серсо, крокет, кольцеброс, мини-гольф, забивалки. Развитию основной моторики способствует деревянный толокар или беговел.

Для развития мелкой моторики

Для развития мышления, наблюдательности, памяти, речи, координации, ловкости и обучаемости ребенку тренируют мелкую моторику рук. Это согласованная работа костно-мышечной, нервной и зрительной систем органов, направленная на движение кистей и пальцев рук. Способствуют ее развитию манипуляции с небольшими предметами, специальные игры и игрушки.

Педагоги и врачи рекомендуют использовать с этой целью развивающие игрушки из дерева:

  • лабиринты;
  • каталки и стучалки;
  • конструкторы и сортеры;
  • пирамидки;
  • кубики, из которых можно собирать слова и рисунки;
  • рамки-вкладыши и мозаики;
  • шнуровки и игры с нанизыванием на веревочку деталей разного размера.

Самые популярные деревянные игрушки

Из разнообразия деревянных предметов для игр есть варианты, которые пользуются наибольшим спросом у родителей и детей.

Доска вкладыш

Это игра, представляющая собой доску с углублениями различной формы, к которым ребенку нужно подобрать соответствующие вкладыши и вставить в рамку.

Игрушка подходит для детей от 1 года и старше. Она позволяет развить логику, изучить цвета и формы. Можно выбрать доску с изображением животных, птиц, различных предметов.

Конструкторы

Конструктор — одна из лучших деревянных игрушек для развития детей. Он тренирует мелкую моторику, фантазию, воображение, логику, образное мышление. Сложность конструктора зависит от возраста ребенка.

Эта игрушка подойдет детям от 1,5 лет и старше. Это могут быть простые кубики разной формы, размера и цвета, а также тематические наборы (город, деревня, поезд, машинка, дом и другие). Детям старшего возраста можно выбрать конструктор с более мелкими деталями, в том числе — болтиками или гаечками.

Стучалки

Стучалка — простая, но полезная игрушка. Простейшая стучалка представляет собой деревянную подставку с 4 и более цветными фигурками или гвоздиками, по которым можно ударять молоточком, входящим в набор.

Игрушки могут быть и более сложными. Грудничок может просто стучать по цветным элементам или выполнять задания мамы или папы и ударять по названой фигурке или соответствующему оттенку. В этом случае, помимо общей моторики, игрушка будет развивать внимание и память.

Мозаика шнуровка

Мозаика-шнуровка представляет собой дощечку с отверстиями, через которые можно протягивать цветные шнурки. Иногда в комплект могут входить шарики или гвоздики на ножке. Дощечка может быть однотонной или представлять собой картинку-задание.

Это развлечение для детей старше 2 лет. Игра способствует развитию внимания, логики, мышления, мелкой моторики и речи. Дает толчок в изучении цветов.

Объемные животные

Объемные фигуры животных из дерева могут быть разными. В продаже представлены целые предметы и состоящие из нескольких частей, соединенных шарнирами или шнурками. Часто на веревках крепят ручки и ножки.

Это может быть объемный конструктор. В этом случае фигура животного составляется из нескольких плоских элементов.

Сортеры и лабиринты

Сортер представляет собой емкость с отверстиями различных форм и размеров, а также фигурок-вкладышей, каждая из которых соответствует только одному отверстию. Детские сортеры способствуют развитию у ребенка внимания, усидчивости, наблюдательности, анализа, логики, мышления, памяти, глазомера, мелкой моторики, ловкости, точности, координации движений.

Для младенцев от полугода выбирают сортер с 3-4 отверстиями. Это простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), фигуры животных или транспортных средств, расположенные в одной плоскости.

Детям старшего возраста покупают сложные сортеры — домики, паровозики, каталки со сложными вкладышами, например — геометрическими фигурами (ромб, трапеция, многоугольник) и др.

Пальчиковый лабиринт подходит для младенцев старше полугода. Деревянный лабиринт бывает любой формы, размера и цвета. Часто это платформа, на ней размещены замысловато изогнутые проволочные конструкции или спираль из проволочек, на которые надеты деревянные элементы разной формы, цвета и размера.

Грудничку следует провести каждый из них по полосе препятствий. Лабиринты развивают усидчивость, мелкую моторику рук, а значит и речь. Они готовят руку к письму. Для самых маленьких выбирают лабиринт из 1-2 дорожек с крупными деталями. Чем старше ребенок, тем сложнее и запутаннее будет головоломка.

Головоломки

Головоломки из дерева — самые древние из развивающих игрушек. Они помогают научиться решать нестандартные задачи, развивают воображение и пространственное мышление, мелкую моторику рук.

На вид такие головоломки просты, но при этом требуют достаточно терпения и настойчивости. Часто они состоят из кубиков, шариков, колец, иногда — веревочек и поставленной задачи: выполнить интересную манипуляцию, сложить новую фигуру или изменить существующую.

Счетные варианты

Для обучения счету можно приобрести различные материалы из дерева:

  • сами цифры и знаки математических действий;
  • счеты простые и в виде лабиринта;
  • наборы овощей, фруктов или других предметов в большом количестве для совершения математических действий;
  • стандартные школьные математические наборы.

Как правильно выбирать

Выбирая деревянную игрушку, важно проверить сертификаты качества, подтверждающие безопасность красителей, лаков, клея и других материалов, которые используют для ее создания. Для грудничков младше 1 года лучше всего выбрать неокрашенную игрушку.

Выбирая изделие, важно убедиться в том, что его поверхность гладкая, без трещин, заусениц и других дефектов, которые могут стать причиной травмы ребенка.

Что нужно учесть при покупке деревянных игрушек

Выбирая игрушки, важно обратить внимание на цвет. Черный рисунок на темном фоне может негативно отразиться на зрении грудничка.

Сложность игрушки должна соответствовать возрасту ребенка. Для детей младше 3 лет вес рекомендуемых элементов не превышает 100 г. Недопустимы острые углы, шнурки у каталок должны быть не тоньше 2 мм и иметь ограничители.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
igrush / автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: