во сколько грудничок начинает держать игрушки

Во сколько месяцев ребенок начинает держать игрушки в ручках

Существует много различных точек зрения по поводу того, стоит ли пытаться ускорить процесс развития ребенка или пусть все идет своим чередом. Но все сходятся во мнении, что помочь ребенку своевременно овладеть базовыми навыками и умениями необходимо. Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию мелкой моторики, тем быстрее малыш освоит простые бытовые навыки, произнесет первое слово.

Наблюдая за развитием ребенка, родители не перестают удивляться, как быстро он растет и осваивает новые навыки. Молодых мам волнует все: что и как малыш видит, когда он сможет самостоятельно брать в руки игрушки и нужно ли этому учить.

Когда что и как видят новорожденные

Способность видеть является врожденной. Доказано, что малыш видит уже в утробе матери — он активно реагирует на яркий свет, который направляют на живот. Новорожденный воспринимает все окружающее в размытом и расплывчатом виде, как это происходит с человеком, который долго пробыл в темноте, а потом вышел на яркий свет. Младенец щурится и почти не открывает глаза.

В первые часы после рождения веки остаются припухшими вследствие сдавливания головы в ходе родовой деятельности, что также способствует нечеткому зрительному восприятию. Но младенец уже реагирует на отсутствие или наличие света. До второго месяца жизни малыш различает только крупные предметы и не способен фиксировать взгляд более 2-3 секунд.

Дальнейшая адаптация к окружающему миру происходит в максимально сжатые сроки. Ребенок начинает следить за проходящими родителями и за перемещением крупных предметов. К 3-4 месяцам он способен сфокусировать взгляд на предмете, а не скользить по нему, как это было еще совсем недавно. К 6 месяцам дети с интересом наблюдают за мелкими объектами и узнают членов своей семьи.

До полугода не всегда удается синхронизировать движения глаз, и взгляд может “скашиваться”. Не стоит пугаться, это нормальное явление. Но если это происходит постоянно или не проходит после 6-месячного возраста, нужно посоветоваться с врачом.

Предметы, которые вы предлагаете рассмотреть малышу, держите на расстоянии 35-40 см от глаз, чтобы ребенок не напрягал зрение. Игрушки в кроватке или коляске не нужно вешать перед лицом ребенка, расположите их поближе к ногам. Отдавайте предпочтение разноцветным игрушкам (3-5 цветов), но не слишком ярким. Это важно не только для глаз, но и с позиции безопасности — в чересчур ярких красителях присутствуют токсичные вещества.

Зная особенности зрительного восприятия новорожденных, родители смогут держать под контролем происходящие изменения и оценивать их соответствие норме.

Особенности развития

На втором месяце новорожденные могут выполнять больше различных движений. Дети поднимают руки, разводят их в стороны, потягиваются. Неосознанно удерживают вложенную в руку погремушку, тянут ее в рот. Подолгу рассматривают яркие предметы, толкают их.

К третьему месяцу малыши уже точно и быстро захватывают предмет, у них появляются любимые игрушки. В 4 месяца хватательный рефлекс полностью угасает. Дети начинают пытаться самостоятельно брать игрушки — промахиваются, производят много лишних движений.

К 5-6 месяцу ребенок уже уверенно должен в руках удерживать игрушку. В этот период необходимо убирать из доступных зон все мелкие и острые предметы, так как после рассматривания и ощупывания все оказывается у детей во рту.

Как обучить держать игрушку

Существует много различных точек зрения по поводу того, стоит ли пытаться ускорить процесс развития ребенка или пусть все идет своим чередом. Но все сходятся во мнении, что помочь ребенку своевременно овладеть базовыми навыками и умениями необходимо. Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию мелкой моторики, тем быстрее малыш освоит простые бытовые навыки, произнесет первое слово.

Чтобы научить младенца держать в руках его первые игрушки, необходимо разрабатывать пока негибкие пальцы — делать массаж и регулярно заниматься. Для занятий нужно выбирать время, когда ребенок в хорошем настроении и расположен к общению. Во время упражнений улыбайтесь и разговаривайте. Постарайтесь превратить занятия в увлекательную игру. Не расстраивайтесь, если не сразу все будет получаться. Многократно закрепляйте каждый освоенный ребенком навык.

Тянуться ручками

Как только вы заметили, что ребенок сам пытается тянуться соединить руки над грудью, помогите ему закрепить новое умение. Соедините руки малыша, чтобы он почувствовал пожатие своих пальцев. Во время кормления попробуйте обвить его руками бутылку. Удобнее всего обучать сцеплению рук, когда ребенок сидит у вас на коленях. Возьмите его руки в свои и попеременно разводите и сводите их, накладывая пальцы одной руки на другую.

Вложение предметов в руку

Следующее упражнение — вкладывание игрушки в руку. Для этого лучше всего подойдет погремушка в форме кольца. Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к новому предмету. Поводите погремушкой из одной стороны в другую, пошумите ей, привлекая звуком. Когда вы увидите, что ребенок заинтересовался игрушкой, сконцентрируйте его внимание на руках.

Аккуратно разожмите кулак ребенка, слегка разомните пальцы. После этого снова привлеките внимание к погремушке, и малыш сам захочет ее взять. Вложите игрушку поперек ладони, чтобы он ухватился за кольцо четырьмя пальцами. Большой палец наложите сверху.

Первые попытки могут быть неудачными — младенец сразу же отпустит предмет, но постепенно время удержания будет увеличиваться. Если вы замечаете, что вашему ребенку еще сложно удерживать предмет в руках, то закрепите над кроваткой подвесные игрушки, различные мобили, которые он будет с удовольствием трогать и тренироваться самостоятельно.

Хватание предметов

Хватать все, что попало под руку, и осознанно тянуться к намеченному предмету — это разные вещи. Со всеми предметами младенец обращается одинаково: ощупывает, трогает, тянет в рот, трясет, бросает. Такие действия ребенка, не зависящие от свойств и назначения предметов, называют неспецифическими. К концу первого полугодия возникают другие движения, направленные на схватывание и удержание намеченного предмета, который интересует малыша.

Упражняясь с ребенком в схватывании привлекшей его внимание вещи, вы помогаете в формировании крайне важных нервных связей между двигательными и зрительными центрами головного мозга. Малыш с энтузиазмом переворачивается на бок и на живот, поворачивает голову, пытается тянуться к нужному предмету, а затем и ползти в сторону заинтересовавшей его игрушки.

Овладение навыком схватывания предмета производит революцию в процессе познания мира. Все, до чего младенец в состоянии дотянуться, попадает ему в руки, а затем в рот. Задача родителей в этот период — предлагать малышу предметы различной формы и величины, упражнять его руки, приспосабливая их движения к различным формам схватываемого предмета.

Малыш каждый раз будет тянуться к новому объекту, выбирая предметы незнакомой ему формы и цвета. Маленький исследователь стремится как можно быстрее освоиться в этом мире, бурно проявляя интерес ко всему неизвестному, пробуя новые предметы на ощупь и на вкус.

Когда малыш самостоятельно сможет взять игрушку

Всех родителей волнует вопрос, когда ребенок начинает держать игрушку в руке. Некоторые полагают, что дети уже с рождения способны брать и удерживать погремушку благодаря развитому хватательному рефлексу. Но только после 4 месяцев малыш учится делать это осознанно. После полугода дети могут взять нужную вещь из любого положения. Они уже способны одновременно держать игрушки в правой и левой руке.

В этом возрасте дети могут длительное время самостоятельно играть погремушкой. У них уже появляются любимые игрушки, которые выделяются из всех остальных. Самое время разнообразить упражнения. Попытайтесь отобрать игрушку у малыша, легко потянув к себе, чтобы он почувствовал напряжение в мышцах. Помогите ему переложить игрушку из одной руки в другую. И обязательно хвалите кроху за каждый небольшой успех.

Роль игрушки в развитии личности ребенка

Невозможно переоценить влияние игрушки на психическое развитие ребенка. Игрушки становятся первыми учителями детей. Погремушки, пирамидки, кубики знакомят с понятиями цвета, формы, величины, количества. Развивают память, зрение и концентрацию внимания, звуковое восприятие. Способствуют развитию ловкости, координации, моторики. В процессе игры накапливаются количественные и качественные изменения психики, определяющие формирование личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
igrush / автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: